Оргпериод в лагере без прикрас

В существовании детского коллектива есть определенные этапы. Так называемая групповая динамика, от которой невозможно откреститься, ибо она присутствует в любых группах – больших и маленьких, детских и взрослых, рабочих и игровых. Понимание этой динамики помогает нам выстраивать наши смены правильно. 

 Очень важная ее часть – организационный период или оргпериод. Он приходится на первые 3-4 дня, когда ребенок привыкает к новому месту и окружению. Этот этап проходят все ребята – и новички, и повторники. Разница лишь в том, насколько незаметно для них все пройдет. 

 Основная точка внимания для инструкторов в начале смены – сформировать сплоченный детский коллектив, в котором каждому комфортно жить и играть.

 Условно можно разделить адаптацию оргпериода на два вида.

 Бытовая составляющая оргпериода. 

Непривычный режим дня, соседи по комнате, новые территории, другая еда, необходимость самому контролировать свои вещи – все это требует привыкания. Даже новая кровать и матрас с подушкой! Если родители чрезмерно опекали ребенка, не давали самостоятельно решать какие-то, пусть даже самые незначительные, вопросы, здесь он столкнется с первыми трудностями. Потому что начать изучать все самому или при помощи соседей по комнате или инструкторов – требует определенной доли ответственности. Именно здесь возникает первая мысль, а иногда и первый звонок домой со словами: «Мама, забери меня, мне тут не нравится!». Наша основная задача в этот момент – ребенка поддержать и уделить пристальное внимание его знакомству с новыми условиями. 

 Какие мероприятия на нашей смене в оргпериод облегчают адаптацию: 

  • наличие инструктора на комнате. Ребята знакомятся с ним буквально с первых минут нахождения в лагере. Он проводит их в комнату, рассказывает, что и как тут устроено, показывает их тумбочки, кровати и полки. Участникам младшего возраста помогает разобрать все вещи и разложить их так, чтоб было удобно. Ключевое здесь «помогает», а не делает за них, чтобы ребенок знал, где какие вещи лежат и мог сам найти/переодеть/взять то, что ему нужно. Со старшими ребятами инструктор обычно не столь активен в помощи. Им доставляет удовольствие самостоятельно «захватывать» свои территории))) Но он рядом и всегда готов ответить на вопросы
  • ежедневные общие сборы. В первый день на общем сборе рассказывается обо всех режимных моментах: когда кушаем, когда отбой и подъем и пр., а также обсуждаются правила, принятые на сменах «Коллекции Приключений». В остальные дни это быстрая, как правило, утренняя, летучка, которая ребятам позволяет легко ориентироваться в плане на день, а инструкторам – обсудить бытовые моменты: все ли хорошо, не мерзнут ли, едят ли и т.д.
  • после заезда обязательно проводится экскурсия по базе. Ребятам показывают, где находятся самые важные строения – столовая, игровые помещения, мед.блок. А также внутри нашего корпуса рассказывается, где живут инструктора, и что к ним можно приходить по любому вопросу
  • в первый день проводится большая вводная по игровому миру, в котором участникам предстоит находиться. Для младших ребят она проходит в формате легкой игры, для подростков – больше похожа на развернутую лекцию, в ходе которой мы отвечаем на любые вопросы

Психологическая составляющая оргпериода. 

Это все, что так или иначе связано с окружающими людьми: новые соседи по комнате, новые взрослые, новый статус и новые роли. Здесь так же может возникнуть позыв позвонить домой и попроситься обратно, если ребенку непривычно находиться в окружении сверстников, если раньше он никогда не уезжал из уютного домашнего окружения, если никогда не доводилось самостоятельно знакомиться с новыми людьми. 

Какие мероприятия на нашей смене в оргпериод облегчают ребятам адаптацию:

  • игры на знакомство, которые часто начинаются прямо в автобусе и продолжаются в лагере
  • легкие веселые мероприятия в первый день, когда ребята взаимодействуют в разных группах, чтобы еще ближе познакомиться
  • Советы, завершающие игровой день, где ребята собираются каждый вечер и обсуждают и личные истории, которые происходят за день, и игровые планы
  • обязательное нахождение инструктора в закрепленной за ним комнате во время отбоя. Младшим ребятам читают книжки и рассказывают сказки, со взрослыми ребятами просто разговаривают о том, как у них дела. Хотя, от сказок они тоже не отказываются!)))) 

В адаптации оргпериода есть нюанс, характерный для людей всех возрастов. В первые дни ребята изучают друг друга, присматриваются. Какие-то претензии и недовольства, если они есть, не замечаются или просто замалчиваются в надежде, что «все само как-нибудь пройдет». Однако к концу оргпериода участник набирается достаточной смелости, чтобы высказать то, что его царапает или требует уточнения. Поэтому этот этап получил название «кризис третьего дня». Именно сейчас, если ребят что-то беспокоит, оно вырывается наружу. И могут случиться конфликты в попытках отстоять свои границы, интересы и прочее. 

Иногда на сменах мы даем вызреть таким ситуациям, чтобы они вскрылись. Мы их разбираем раз и навсегда и больше к ним не возвращаемся. А иногда наоборот, подключаемся на старте или в процессе, чтобы не доводить до открытого конфликта. Это зависит от возраста детей, от ситуации, от того, что мы хотим на программе. 

И теперь мы переходим к самому важному. Какой бы ни был прекрасный лагерь, как бы мы все друг друга там ни любили, сколько бы ни было повторников, оргпериод – всегда сложный момент, поскольку формируется новая группа людей. Даже если эти люди уже друзья и встречались раньше на программах, им все равно нужно заново изучать друг друга и привыкать взаимодействовать в изменившихся условиях. 

Если в первые дни смены ребенок вдруг звонит и говорит, что ему тут не нравится и просит забрать домой, очень здорово будет, если вы, уважаемые родители, несмотря на свои волнения и переживания, сначала попробуете прояснить, что именно не так, поддержите все зачатки его самостоятельности в этот непростой для него период, развернете его внимание к тому хорошему, что происходит на смене, расспросив про игру и про его успехи… Вы так же можете позвонить руководителю и обсудить этот вопрос с ним. Самое главное знайте – это абсолютно нормальная ситуация, которая происходит в любом новом коллективе, независимо от места и возраста! Просто мы, взрослые, давным-давно научились проходить адаптационный этап гладко и почти незаметно, а ребенок должен этот опыт приобрести. 

Второй важный момент. Оргпериод быстро заканчивается. Волшебная групповая динамика устроена таким образом, что когда мы привыкли друг к другу и прояснили все вопросы, нам уже ничего не мешает с головой окунуться в волшебный мир сказок, сражений и приключений! Просто пока мы окончательно не договоримся, удовольствия и полноценного погружения в игру не будет. Команды не будет – вместо этого всегда будет что-то царапать, вызывать негатив, раздражение и претензии. 

И мы в «Коллекции Приключений» твердо уверены: какими бы непростыми ни были первые дни, они стоят любых вложенных сил, чтобы потом мы все – и команда, и участники – смогли в полной мере насладиться игрой, общением и победами!

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.